С чего начать составлять резюме студенту?
Прежде чем составлять резюме, подумайте, чем вы хотите заниматься (сейчас и в ближайшие годы), каковы ваши требования к работодателю?
Важно правильно определить уровень зарплаты, на который вы можете претендовать, и найти компании, в которых есть интересующие вас вакансии (либо вы предполагаете, что такие вакансии у них могут быть). Для этого нужно изучить рынок труда по аналогичным кандидатам и провести исследование предложений работодателей для начинающих специалистов в вашей сфере. По итогам этого исследования вы определитесь с зарплатой, которую будете запрашивать, и у вас будет информация, необходимая для поиска работы своей мечты.
Составьте список потенциальных работодателей, наведите справки о работодателях (можно через поиск в интернете, на сайтах с отзывами, в соцсетях, через знакомых, бывших сотрудников и т.д.). Не поленитесь потратить на это время, вы вычеркнете из списка компании с плохой репутацией, низким уровнем зарплат, неудобные вам территориально и по другим критериям.
Для начала необходимо систематизировать информацию, которую вы бы хотели отобразить в своем резюме, определить цель и начать действовать!
Также мы бы советовали провести некоторый сбор информации о самом себе и самоанализ, выписав все интересные проекты, стажировки, полученные навыки к моменту написания резюме.
Какие пункты в резюме самые важные, и как их лучше всего описывать?
Ваше резюме должно состоять из трех частей. Первая часть должна содержать ФИО, почту (конечно, официальную), а также мобильный телефон, по которому с вами можно связаться. Во второй части необходимо описать ваш профессиональный опыт (если он имеется), а также представить информацию об образовании для работодателя. Можно указать средний балл диплома и достижения, связанные с обучением. В третьей части, условно назовем ее разделом дополнительной информации, вы можете описать то, что работодатель, по вашему мнению, должен узнать о вас. Это могут быть софт- и хардскилз, ваша сфера научных интересов, уровни владения иностранными языками, а также технические навыки работы со справочно-правовыми системами.
Будущему работодателю важно видеть, какими навыками вы владеете и какую деятельность вы вели до текущего момента. Обязательно укажите в вашем резюме стажировки или лидерские программы, которые вы проходили, с указанием периода, наименования компании, вашей должности. Кратко перечислите основные задачи, которые вы решали и результаты, которых вы достигли. Укажите, какими хард скиллами вы владеете: возможно, вы владеете определенным языком программирования или знаете несколько иностранных языков.
Резюме должно соответствовать следующим требованиям.
- Быть правдивым. Все, что вы укажете в своем резюме, вам, возможно, придется подтвердить при личной встрече.
- Иметь индивидуальный характер, под каждую желаемую должность необходимо дорабатывать его в той части, которая могла бы быть интересна работодателю. Если вы не определились со сферой деятельности, то для каждой из сфер составьте свое резюме. Кроме того, прежде чем посылать резюме в конкретную компанию, постарайтесь найти и изучить информацию о ее деятельности, корпоративной политике, понять принципы работы с персоналом и основные требования к кандидатам. Возможно, после этого вы внесете изменения в свое резюме. Делайте акцент на тех знаниях и навыках, которые могут быть полезны для выбранной вами работы.
- Негативные моменты оставляйте за рамками резюме. Вы пишете о своих достоинствах, а не о недостатках. Старайтесь также избегать негативных формулировок, вся информация должна иметь позитивный характер. Резюме в целом должно представить работодателю череду ваших жизненных достижений.
- Быть кратким и удобочитаемым. Структурируйте всю информацию. Пишите простыми предложениями. Резюме должно быть написано без грамматических ошибок.
- Быть хорошо оформленным. Постарайтесь поместить всю информацию на одной странице. Размещайте информацию так, чтобы разделы были четко отделены друг от друга. Применяйте различные виды и размеры шрифта. Распечатайте резюме на хорошей бумаге и на хорошем принтере. Если вы отправляете резюме по e-mail, то лучше вставлять его в текст, а не отправлять приложенным файлом.
Какие конкретно разделы должно содержать резюме?
- Заголовок. Традиционно в заголовке резюме указываются имя, фамилия и в некоторых случаях отчество соискателя.
- Координаты. Здесь указываются адрес, телефоны, e-mail. Чем больше координат вы укажете, тем больше у работодателя будет возможностей с вами связаться. Можете также отметить предпочтительный канал связи.
- Цель. В этом разделе указывается желаемая вакансия, позиция. Если вы откликаетесь на определенное предложение вакансии, то укажите в этом разделе название конкретной позиции, на которую вы претендуете. В иных случаях можно указать сферу деятельности, которая вас интересует. Помните, чем четче будет сформулирована ваша цель, тем лучшее впечатление вы сможете произвести на работодателя.
- Образование. Информацию о полученном образовании обычно излагают в обратном хронологическом порядке. Укажите также темы выполненных курсовых и дипломной работы, если это имеет отношение к будущей работе. Нужно также указать полученные во время учебы награды и грамоты, участие в конкурсах студенческих работ, научные достижения.
- Опыт работы. Информацию об опыте работы также излагают в обратном хронологическом порядке. Здесь нужно указывать период работы (практики, стажировки), название организации, основные обязанности. Постарайтесь подчеркнуть свои достижения по результатам практик, стажировок.
- Дополнительная информация. В этом разделе укажите владение компьютером и иностранными языками, наличие водительских прав. Укажите также свои положительные личностные качества. Старайтесь не использовать стандартные формулировки вроде «коммуникабелен и инициативен». Такие фразы встречаются в 90% резюме. Можно указать свои увлечения и хобби, но прежде чем сделать это, подумайте, с какой стороны они вас характеризуют.
Что писать в резюме, когда нет опыта работы?
Уверяю вас, отсутствие опыта – это не проблема! Главное – ваше желание получить заветный оффер на желаемую позицию. Работодатель обязательно увидит это и оценит! Может быть, вы являетесь самым активным студентом на курсе или председателем какой-то студенческой организации. Укажите информацию об этом. Тем самым вы дадите работодателю понять, что умеете выполнять задачи в сроки, умеете выполнять несколько задач параллельно и успешно совмещаете учебную и общественную деятельность на факультете.
Если у вас еще нет опыта работы, но вы ведете активную деятельность в колледже, укажите, в каких проектах вы принимали участие, какую роль вы выполняли. Возможно, вы принимали участие в кейс-чемпионатах, международных конкурсах или же делали научную работу с ребятами курса – укажите это в резюме тоже.
Также, для людей без опыта работы актуально указать на способность и готовность к обучению.
Нужно ли в резюме указывать желаемый уровень зарплаты?
Молодому специалисту желательно обойтись без этой строчки в резюме. Откликаясь на вакансию или стажировку, вы уже подсознательно принимаете условия, которые предлагает вам работодатель. А если в объявлении нет информации о заработной плате, тогда этот вопрос смело можно задать на собеседовании с hr-специалистом. Помните, что это нормально!
Если у вас уже есть опыт работы и вы понимаете зарплатную вилку по рынку в соотношении с вашим опытом, то вы можете указать желаемый уровень зарплаты, что поможет потенциальному работодателю сориентироваться. Если вы не уверены, насколько желаемая вами зарплата адекватна на рынке, то мы бы советовали сначала сделать анализ интересующих вас вакансий либо не указывать желаемую зарплату.
Обязательно ли писать сопроводительное письмо при отклике на вакансию? Каким оно должно быть?
Сопроводительное письмо – это короткий текст-приложение к вашему резюме, которое должно рассказать вкратце о вас, о том, почему вы выбрали именно эту вакансию, что вы можете предложить работодателю. Главное в вашем сопроводительном письме – это ваша мотивация. Прочитав это письмо, работодатель должен сразу же, незамедлительно захотеть прочесть ваше резюме. Сопроводительное письмо должно быть грамотно написанным и структурированным, читаться как логически целостное высказывание, а также выражать вашу заинтересованность в работе.
Обязательно ли писать сопроводительное письмо — зависит от требований компании. Если в требованиях на соискание вакансии сопроводительное письмо не обозначено, но вы очень хотите подать на позицию, сопроводительное письмо поможет вам выделиться среди прочих кандидатов. Сопроводительное письмо – это показатель вашей компетентности, умения применять навыки, описанные в резюме, и презентовать себя в письменном виде. Здесь не требуется пересказывать резюме, вы должны быть емки, кратки и содержательны. Ваша задача показать ваш интерес к компании и почему вы подходящий кандидат, объяснить, чем компания и сфера деятельности вас интересует, как вы видите себя в рамках данной компании и какие плюсы компания получит, приняв вас на работу.
Прежде чем получить работу мечты, чаще всего приходится пройти нелегкий путь и раз за разом переживать отказы работодателей. Как научиться спокойно воспринимать отказы, не отчаиваться и продолжать искать работу?
Помните о том, что это нормально. Практически никто не добивается успехов стремительно быстро. Просто не отчаивайтесь, не теряйте внутренний огонек, и все точно получится!
В первую очередь, принять тот факт, что отказ – это нормально! И если вам отказали, это не значит, что нужно отчаиваться. Вы можете уточнить у HR, почему вас не взяли и над чем вам нужно поработать, чтобы в следующий раз получилось. Любой отказ воспринимайте как опыт и возможность получения обратной связи. После отказа проанализируйте, что вам нужно улучшить, поработайте в этом направлении и идите дальше покорять новые высоты.
Проходя собеседования, вы получаете новый опыт. Мы все учимся через опыт, и собеседование ничем не отличается. Возможно, вы не найдете логического объяснения отказу. Подробная обратная связь не всегда предоставляется, часто кандидатов отклоняют из-за субъективного отношения самого интервьюера несмотря на соответствие всем требованиям. Воспринимайте отказ как средство развития в себе стрессоустойчивости. Но также убедитесь, что вы предпринимаете все меры к устранению каких-либо личных недостатков, о которых вам сказали. Определите сами этапы, на которых получаете наибольшее количество отказов, и скорректируйте их. Тем самым вы поработаете над повышением своих конкурентных преимуществ. Вместо того чтобы расстраиваться, сконцентрируйтесь на других возможностях и продолжайте принимать приглашения на собеседования и презентовать себя в выгодном свете.